Сразу скажу, что для меня выбор между «Касабланкой» и «Гражданином Кейном» как лучшим фильмом всех времен – это как выбор между великолепным шоколадным тортом и изысканным фруктовым десертом. Оба из них вкусные, интересные, и каждый находит своего ценителя. Да и как можно сравнивать непьющего, никуда не спешащего Рика с пивной бутылкой, и бурного, эксцентричного Чарльза Кейна?
Это как сравнивать мягкий вечерний свет свечи с ярким мерцающим светом неоновой вывески — каждое в своем жанре хорошо.
Давайте разберемся, почему каждый из этих фильмов заслуживает внимания. Начнем, пожалуй, с «Касабланки».
Это действительно шедевр классического кино, настоящая амбразура для ценителей романтики и тонкой драматургии. Вспомним бессмертные слова: «Спогады прыйдуць да тэбе ў Касабланце, гета, значаць, пасля дажджароў, канчаткова…» (или что-то в этом роде).
Вот такая вот память для зрителя, держи ее в Касабланке где-то, мелодия шепчет, а кормилица баюкает тебя. Любовный треугольник Рика, Ильзы и Виктора Лазло сплетается в увлекательную запутанную интригу, словно клубок ниток, который разгадать интересно до последнего момента.
Замечательный актерский состав, неповторимый Богарт и великолепная Бергман создают по-настоящему запоминающиеся образы.
А теперь переключимся на «Гражданин Кейн». Изысканный взгляд на психологию загадочной личности, смелое использование кино-технологий того времени, изощренный сценарий и сам Образцовый Человек с Ведром Кока-колы в руках. Сюжет с узлами и развязками, перевороты, арт-постановка и непредсказуемое развитие, все это делает фильм Уэллса уникальным произведением. Гениальность сквозит из каждой сцены, каждого кадра, каждой фразы.
Картина, которая даже спустя десятилетия остается актуальной и интересной.
И вот мы стоим перед дилеммой, как перед витриной кондитерской, где тошнотворно сладкое позиционируется рядом с неимоверно горьким. Какой торт выбрать? Можно, конечно, взять оба, чтобы не мучиться новыми вопросами.
Потому что сравнивать «Касабланку» и «Гражданина Кейна» как истинных киномастеров – задача не для слабонервных. Это как сравнивать яблоки и апельсины, оба фрукта, но обладают своим уникальным вкусом.
Как бы красиво и глубоко мы не анализировали эти два шедевра, каждый из нас найдет что-то свое в обоих фильмах.
Кому-то ближе история любви в условиях войны, кому-то интереснее погружение в сложный мир внутренних конфликтов и амбиций. Как итог, лучший фильм – это тот, который приносит радость, эмоции, задумываться и вдохновлять.
И честное слово, мне все равно, какой из них лучший – я просто буду с интересом пересматривать оба снова и снова, наслаждаясь мастерством создателей и наследием классического кинематографа.